Previous Entry Share Next Entry
Герман предлагает...
makekaresus

Алексей Герман предлагает зрительскому восприятию радикально модернистский кинотекст, уничтожающий традиционные визуальные значения и растворяющий их в плавком хаосе, в тигле спонтанной комбинаторики образов. Классические кинообразы смещаются, сдвигаются в визионерском сознании автора. Опять же это – смещенное, спонтанное кино-письмо, внешне ощутимое чуткой аудиторией как «автоматическое письмо», или воспринимаемое критиками как заигрывание с модным постмодернистским «хаосмосом», в действительности остается плодом стараний гневного перфекциониста. В сущности своей оно является жестко структурированным кинотекстом, каждая деталь которого детерминирована авторским замыслом. Более того, максимально (тысячекратно) обработана.

Художественная закономерность фильмов Германа: динамичная авангардистская действительность сокрушает стереотипизированные мыслительные схемы посредством процесса скольжения значений, перманентной подвижности и нарочитого смешения киноязыка. Получается, Шалтай-болтай в сцеплении с Босхом.

В подобных кинотекстах классический интерпретативный подход весьма затруднен. Остается лишь восторженное созерцание, наслаждение от искусных комбинаторик смыслов и образов, удовольствие от величественного визуального мерцания, чередующего многомерные планы и перенасыщенных фактуры. У Германа часто «проскакивает» эстетское наслаждение текстурой, рельефностью, фактурностью кинообраза. Он собственно их конструирует таковыми; через трудоемкие процедуры обработки, отбора, насыщения.

Так мы с авторского благословения шагаем по намеренно расколотым строениям киноповествования. Алексей Герман сам мастерски орудует инструментом кинематографической деконструкции советской действительности, когда сама необходимость в интеллектуальной критической канве отпадает. Есть здесь что-то от радикального перфекционизма, бартианского гедонизма «бесовской структуры».

Алексей Герман одаривает нас приватным, не обусловленным чужими правилами и предпочтениями, опытом, игнорирующим культурную тотальность кинематографических «технем» и шаблонов, и вырывающим нас из комфортной среды социально-исторических вкусов и привычных практик.

Характерная для Алексея Германа черта отображения кинотекста – это фиксирование на банальных мелочах, бытовых деталях (эдакие «осколки реальности»), концентрация на откровенно фрагментарных и маргинальных планах повседневности. Случайные звуки, незначительные отсветы, повторяющиеся движения – Герман угрожающе хватается за каждый периферийный элемент социального порядка, дабы выявить непристойные корни тотальной системы. Но делает это в модальности бессознательного как истинный художник. Германа, несмотря на его типично модернистские качества, можно назвать постсовременным автором, деконструирующим классический видеоряд; в германовских фильмах кинотекст сопротивляется собственной логике, своему нарративному движению. Киноповествование искривляется до предельных масштабов под тяжестью гипернасыщения деталями, звуками, фактурой, клокочущим фоном. Видеоряд Германа зиждется на симптоматических точках, многочисленных визуальных эксцессах, в результате которых зрительское восприятие замыкается в смысловом тупике. Фильм и его рецепция сталкиваются с затруднениями, «обратная связь» становится разорванной.

Германовские работы не реконструируют историческую реальность или событийный объект, но, напротив, переосмысливают первоначальные мифологемы, глубинные исторические события, вырождающиеся господствующие идеологии. В этом смысле, конечно, Германа можно назвать отцом кинематографического постмодернистского сверхреализма. Три последних фильма Германа демонстрируют сами себя как «предельные» вариации на кинематографический реализм. Реальность в творчестве Германа проходит через многочисленные фильтры – фрагментирующие, рассеивающие, смещающие, сгущающие… Отсюда трудно прийти к каким-то единообразным выводам, достичь связного восприятия относительно германовских работ. Лишь одно недоумение… Недоумение среднестатистического обывателя перед художественной вершиной.


?

Log in

No account? Create an account